Громкость, гейн и уровень в звукозаписи: понятный гайд для музыкантов

Громкости в цифровой звукозаписи, по сути, не существует. Что такое «природные» децибелы

«Громкость» — это термин, обозначающий интенсивность звукового давления на уши. Каждый человек субъективно воспринимает тихое и громкое, что затрудняет взаимопонимание при создании музыки. В пылу творческого производства необходимо иметь объективное представление о громкости.

Звук распространяется в среде как упругие волны. Источником звука является физическое тело, совершившее механические колебания, например, струна. Более наглядно: струна колеблется на определенной частоте и амплитуде, создавая волны давления.

Колебания струны и обертоны

Интенсивность звукового давления измеряют в децибелах (dB), соотнося с уровнем 20 мкПа — так называемый порог слышимости.

Некоторые типичные значения:

  • 15 dB — «едва слышно» — шелест листьев
  • 35 dB — «хорошо слышно» — тихая библиотека, шум лифта
  • 50 dB — «отчетливо слышно» — разговор средней громкости
  • 80 dB — «очень шумно» — громкий будильник на расстоянии 1 м
  • 130 dB — «боль» — сирена, шум клепки
  • 160 dB — «шок» — выстрел из ружья близко от уха

Звукозапись. Громкость и гейн

Для записи звука колебания звукового давления переводятся в электрические при помощи микрофонов и звукоснимателей. Затем аналоговые сигналы усиливаются и преобразуются обратно в звуковые волны динамиками.

Гейн — это усиление сигнала, которое можно регулировать. Он отличается от громкости тем, что может выходить за пределы допустимого, вызывая искажения.

Аналоговый и цифровой сигналы

Клиппинг происходит, когда усиление превышает пределы искажений, создавая треск и хрип. В DAW гейн ведет себя иначе, добавляя искажения, но не увеличивая громкость.

Что происходит с громкостью в «цифре»

Аналоговые сигналы преобразуются звуковыми картами в цифровые. Основные этапы преобразования:

  1. Обрезка ненужных частот
  2. Дискретизация и квантование аналогового сигнала
  3. Кодирование сигнала в цифровой формат

В DAW звук представлен в виде цифровых данных. Уровни громкости контролируются в «минусе», чтобы избежать искажений при выводе на аудиоустройства.

Путь аудио сигнала в цифровой студии

Как обращаться с уровнями громкости в DAW

При записи и обработке звука важно соблюдать порядок, чтобы избежать искажений:

  • Поддерживайте уровень пиков -6 dB при записи.
  • Фейдеры пульта DAW ставьте на -10 или -12 dB.
  • Не превышайте уровень 0 dB на мастер-шине.

Соблюдение этих правил позволит избежать большинства проблем в процессе работы с цифровым звуком.