Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?
- Выбор электрогитары — всегда компромисс
- Какая конструкция электрогитары претендует на универсальность
- «Выхлоп» и звукоизвлечение. Активная электроника или пассивная?
- Синглы или хамбакеры? Проблема шума и жанровые компромиссы
- Зачем тремоло, и почему не типа Floyd Rose?
- О грифе: все зависит от размера руки
- Но что же с джазом?
- А будет «банка» играть поп- и рок-музыку?
- Некоторые примеры
- Резюме
Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой твари по паре — на все случаи музыкальной жизни. Но зная на практике, что цена электрогитары уровня «рабочая лошадка», применимой и в студии, и на сцене, составляет где-то от 400 долларов США, понимаешь, что аппетиты стоит умерить.
Условно бюджетная электрогитара, которая подойдет для большинства основных жанров, при этом с хорошим соотношением «цена-качество» — вполне рациональная мечта. Вот только какие из всего многообразия удовлетворяют этому запросу? Давайте разберемся.
Выбор электрогитары — всегда компромисс
Универсальный инструмент нужен сессионным музыкантам, музыкантам, регулярно работающим на сцене, создателям «библиотечной», рекламной, стоковой музыки. В общем, тем, для кого навык игры на электрогитаре — часть профессии. Также универсальная электрогитара очень нужна любителям, которые делают свои первые шаги в музыке и еще не определились с жанром.
Сразу стоит оговориться, что некоторые экстремальные стили требуют специфических инструментов. Заменить 7-ми и 8-ми струнные гитары, которые применяют в отдельных «металлических» направлениях, просто нечем.
То есть, шестиструнка с сильно пониженным строем и подходящими для него струнами, в принципе, может закрыть потребность в очень низком гитарном звуке, но ее нельзя будет с комфортом применять с нормальным строем, скажем, в фанке, попсе и т. п. — потребуется менять струны.
Также считается, что нечем заменить джазовые «банки» с полым корпусом в размере 4/4. Но это вопрос дискуссионный. Кое-что действительно джазовое можно выжать и из «доски». Но это точно не 7-ми или 8-ми струнная электрогитара, так как у них широкий гриф, и многие джазовые аккорды на нем либо неудобно брать, либо вообще невозможно (если, конечно, у вас руки не размером, как у Паганини).
То есть, на выбор оказывают влияние несколько факторов: музыкальный жанр, цена инструмента, его конструкция и эстетические предпочтения музыканта. Они между собой так или иначе конфликтуют почти всегда, и окончательный выбор становится результатом компромисса.
Среди названных факторов есть два объективных — конструкция (оснастка) и цена. Вот о них давайте поговорим в первую очередь.
Какая конструкция электрогитары претендует на универсальность
По сути, их три:
- шестиструнная электрогитара с хамбакером у бриджа и бесшумными (noiseless) синглами в среднем и нековом положениях; с тремоло, работающим в обе стороны; с локовыми колками; электроника пассивная
- все то же самое, но сет звукоснимателей — это два хамбакера, как вариант — три рельсовых мини-хамбакера в форме синглов, установленных, как на классическом «стратокастере» (или нормальный хамбакер у бриджа и два «рельсовых» на местах синглов)
- «Банка» с полым корпусом размером от 2/4 и больше; с двумя хамбакерами; с тремоло Bigsby или ему подобным; с локовыми (опционально) колками; электроника пассивная
Звучит спорно? А давайте рассудим.
«Выхлоп» и звукоизвлечение. Активная электроника или пассивная?
Сначала об активной электронике. Во-первых, она добавляет зависимость от элементов питания. Мало нам запасных струн, шнуров и прочего. Во-вторых, она дороже, чем пассивная — и в фабричном инструменте, и при его апгрейде. В-третьих, такая мощь выхлопа, какую выдают активные хамбакеры, в большинстве жанров просто не нужна.
Главное, что активная электроника развращает гитариста. Персональный почерк, стиль, звук формируются звукоизвлечением. Электрогитара с активными датчиками, на которую дунешь, а она уже звучит, делает звукоизвлечение музыканта вялым.
Правая рука (у правшей) становится менее подвижной. Ее движения и способы звукоизвлечения становятся однообразными. Грубо говоря, рука умеет меньше.
Это происходит потому, что играть на гитаре с активной электроникой слишком легко. Можно пропускать половину ударов медиатором или щипков — звукоизвлечение остаётся нормальным.
Но дайте такому гитаристу «Телекастер» со струнами «10-46», и его звукоизвлечение окажется тусклым и нечетким. Если же ему вручить акустику со струнами толще, он начнет испытывать трудности.
«Развращенный» активными датчиками музыкант не сможет играть в стилях, требующих уверенного и четкого звукоизвлечения. Или «округлого» — с мягкой атакой пальцев.
Некоторые гитаристы-универсалы специально занимаются на акустике, чтобы заставлять пальцы обоих рук работать интенсивнее.
Для «металла» предпочтительней средние и толстые струны, а также пассивную электронику. Обычный хамбакер выдает классный «выхлоп», годный для джента, но заставляет тренироваться в разнообразном звукоизвлечении.
Синглы или хамбакеры? Проблема шума и жанровые компромиссы
Для универсальной гитары предпочтительней хамбакеры. Но если синглы, то только «бесшумные». Noiseless синглы фактически — хамбакеры в форм-факторе сингла. Также «рельсовые» мини-хамбакеры.
Обычный сингл шумит по определению — чем больше драйва, тем ужасней СШ (сигнал/шум).
Хамбакер — это два сингла в противофазе. В результате шумы катушек взаимно вычитаются.
Электрогитара в формате хамбакер-сингл-сингл интересна для «олдовых» стилей. Сингл у грифа звучит узнаваемо. Однако, он может быть сымитирован нековым хамбакером.
Пристрастие к звучанию синглов вызвано «религиозным гитаризмом», где «аутентичность» звука важнее музыки и эмоций.
Синглы могут создавать проблемы при записи. Подавление шума приводит к потере части полезного сигнала.
Поэтому хамбакеры больше подходят универсальным музыкантам.
Зачем тремоло, и почему не типа Floyd Rose?
Тремоло добавляет красок. Посмотрите на игру Джеффа Бека — как ювелирно он использует тремоло!
Тремоло на нашей «универсальной» гитаре лучше иметь. И, конечно, с локовыми колками.
Тремоло проигрывает Floyd Rose только в экстремальном ослаблении струн.
Вопрос: во многих ли жанрах нужны экстремальные эффекты?
Готовы ли платить дороже и терпеть неудобства, связанные с Floyd Rose?
Для «универсальной электрогитары» подходит современное тремоло, работающее в обе стороны.
Для гитар-«банок» подойдут Bigsby или им подобные.
О грифе: все зависит от размера руки
Если у гитариста маленькая рука, ему скорее подойдет тонкий гриф. Тонкий гриф — это примерно до 0,807 дюйма (20,5 мм) на 1-м ладу.
Электрогитары с узким (не тонким, а именно узким) грифом сегодня достаточно редки. Например, Fender Sctratocaster конца 1950-х.
Эта модель производилась до середины 90-х, и такие гитары можно найти в России по цене 700-900 долларов.
Для людей с нормальными и большими руками толщина, ширина и округлость грифа — вопрос предпочтений.
Но что же с джазом?
Принято считать, что традиционный джазовый звук — это мягкий тон. Достигается игрой на электрогитаре с полым корпусом.
Возможно ли получить джазовый звук на гитаре с цельной декой? Да.
Также джазовые гитары часто неотличимы для слушателей от цельнодековых.
А будет «банка» играть поп- и рок-музыку?
С хамбакерами — запросто. Они позволяют играть даже «металл». Современные тремоло на hollow body дают свободу действий.
Некоторые примеры
Для джаза, поп-музыки, классического рока, кантри и т. д. подойдут hollow body модели с хамбакерами, такие как Schecter Corsair G. Black.
Бюджетный вариант - Aria 212-MKII.
Для поп- и рок-направлений подойдут модели от Schecter и Ibanez, например, Ibanez SA460MBW.
Бюджетный выбор – Cort G290-FAT. Несколько дороже — Cort G300.
Резюме
По-настоящему универсальной модели электрогитары не бывает, а мнения о таких гитарах субъективны. Тем не менее, конструктивные особенности объективны вполне.
Есть два типа универсальных инструментов: «банки» (джаз-блюз-поп-рок) и «доски» (поп-рок-металл).
Подводя итог, можно сказать: универсальному гитаристу стоит иметь две электрогитары — одну «банку» и одну «доску».
Говоря о цене: в 2024 году нижний предел качества для электрогитары, с которой можно работать, — около 400 долларов США. Однако опытный гитарист способен заставить инструмент звучать намного дороже его стоимости.